“ХУДОЖНИК ДВОЙНОГО ПОДПОЛЬЯ”
... Метод работы
Соломона – это альбомы графики, а затем уже в мастерской, пользуясь
графическим материалом, он создает картины. С альбомами он объездил
пол Сов. Союза. И родились темы: “Самаркандские цыгане, как они
есть”, “Простая жизнь” (Бурят-Монголия и Россия),
“Александро-Невская лавра”, “Человечек” и др.
Есть еще “Война и
смерть во Вьетнаме” из 2-х частей: “Мать и раненый ребенок” и
“Война”; сталинская тема – которые еще ни разу не выставлялись.
Еще “Битва при
Бородино” – 14 холстов – 1,60 х 2,00 м, общая дл. – 23 м.
Выставлялась во Франции 2 раза и имела успех.
И конечно графика:
акварели, рисунки пером и тушью, карандашом, цангами, гуаши, офорты.
Это 1963, 65, 70 и
т.д. гг., до сегодняшнего дня.
Рисует Соломон
постоянно. ...
Есть целый альбом
рисунков пером и тушью, который называется “диссиденты” – это в 80-е
гг. Горичева Татьяна и Кривулин организовали “философские семинары”,
которые посещал Соломон с альбомом. Такие картины, как “Диссидент”,
“Стихотворение в прозе”, портрет Кривулина, созданы на основе этого
альбома.
Что касается
“Ленинградки”*, то эта картина продана в 1996 г. за 20 тыс. франков
– это 4 тысячи долларов. Посылаю тебе копию рисунка, который тоже
продан в 1991 г. в Париже.
“Ленинградка” в
хорошей коллекции. Это молодая женщина-врач, вот уже 3 года собирает
коллекцию только Россина, она и купила ее. Живет она в г. Туре – это
в 2-х часах от Парижа. ...
... Просьба к тебе
очень существенная: не надо, чтобы этот материал попадал к
художникам. Показывать им можно, но в руки им не отдавай. Потому что
все быстро разворовывается и темы, и стиль, и др. А у Соломона нет
имени.
Все фотографии не
передают точного цвета, они или дают зеленый оттенок, или желтые.
Наиболее близкие по цвету те, что в маленьком каталоге, сделанном
для аукциона в L'Hotel-Drouot. Все они проданы.
Сталинскую тему мы
тебе склеили, чтобы ты мог ее представить всю. Создана она в 1979
году, холст-масло.
Ты посмотри весь
материал и тебе яснее станет все, чем занимается Россин. ...
Я задержалась с
ответом, т.к. упаковывали картины в Швейцарию. У него 28 февраля
[1998] в г. Ромонте открывается выставка в галерее. Хорошо бы
наладить выставки в Америке? ...
... На др.
Фотографии, большой: я, Соломон и Глаша [младшая дочь – ККК] на
одном из наших вернисажей с зажатыми бокалами. Глаша переводит, т.к.
мы учим французский, но по-прежнему языковые инвалиды. ...
Ариадна.”
(Письмо Ариадны
Россин мне – ККК)
“27 марта 1998
хутор нижняя юбочка
на бобровом ручье
деревня божедомка
куринохуйского уезда в новом свете
пряха ариадна и
царь соломон...
... впечатление
забойное, убойное и отбойное: давненько ТАКОЙ живописи не видал
(если видал вообще, вычетом “старых мастеров ХХ века”...)
у меня как раз
сидели юлик-вася агафонов (блестящий прозаик, которого я лет 7 назад
натравил на художников, писать НЕ искусствоведческие статьи-интервью
– уже книга почти, интервью шли в “Новом русском слове”...), новая
жена скульптора лёни лермана (одесса, “муха”, галлерея мак-ки на
5-ой авеню) и катя-интеллектуалша, привезшая мне капусту ким-чи.
люди более чем “навидавшиеся” в нью-йорике – эффект полный!
обалдели.
..................................................................................................
но соломон, конечно,
находка первого ряда... знал, слышал, но не видел почти. поэтому
лучше не спешить. хотя спешить надо.
.......................................................................................................
соломон, похоже не
из писучих или разговорчивых, значит, надо самой. я ж не могу к вам
во францию, ля белль франсе...
не думай о порядке,
очерёдности – на это сгодятся данные каталога, а просто – бредовые
мысли, живые слова. отношение к шиле или сутину – не суть, о ком
угодно – хоть о борисе угарове и мыльникове!
нортон не требует от
меня “исхуйствоедческих статей”, даёт мне полную свободу: рассказ.
но для рассказа надо
хоть знать, о чём рассказать. хоть о том, с чего и как он вздумал
писать мою матушку... (“как” он входит в портрет – ты уже
обмолвилась в письме, рассказала, как он работает. это и зацитирую.)
кости скелета
имеются: официальная биография. теперь на это нужно нарастить мясо,
а у меня его до обидного мало: даже круг его, соломона, не
представляю себе – вроде бы и “официальный”, и выставлялся немало, а
эстетика, стиль, характеры – полностью противустоят ЛОСХу...
да: с кем из
москвичей пересекался-общался. миша рогинский, к примеру? список,
список имён. с краткими оценками: гавно, дельный художник, мастер,
тусовщик и т.д.
и о питере... а то
тут весь рынок гнилые коммерсушники – овчина, белкин и богомолов
засорили, покойный дышла (из той же группы “доллар”) был ангелом и
мастером, по сравнению. но – сам свой круг выбирал. а сейчас их
сменили – самодеятели ковальский, фигурина и герасименко валя,
гондон мухинский...
вадику успенскому
(+), ... “
(неоконченное и,
вероятно, в будущем “неотправленное” ответное письмо Ариадне...)
II.
Соломон РОССИН
родился 26 апреля
1937 в Гомеле, Белоруссия
1955-63 –
художественные школы в Ленинграде и Москве
(1955-58 Высшее
художественно-промышленное училище им. Мухиной в Ленинграде
1958-63 Высшее
художественно-промышленное училище “Строгановка” в Москве)
1963-88 – работа в
Ленинграде, поездки по России от Архангельска до Урала, в Сибирь и
Монголию, рисунки из цикла “Простая жизнь”.
1963-65 уезжает в
Тойму Архангельской губернии, где работает учителем. Много рисует и
пишет маслом.
1965 мастерская в
Гатчине, Лениградской обл.
Первая персональная
выставка в Ленинградском университете на кафедре искусствоведения.
Зав.кафедрой – Коган С.
1966-79 – 11
персональных выставок в Ленинградском институте ядерной физики (ЛИЯФ)
1966-89 Поездки:
Бурят-Монголия, Урал, Средняя Азия, Поволжье, Украина, Северная и
Центральная Россия.
1972 Получает
мастерскую в Ленинграде.
Отказался от участия
в выставках в ДК им. Газа, в ДК “Невский”, в Бульдозерной.
1977 Таллин.
Персональная выставка в Институте прикладного искусства.
Зав.кафедрой – Бернштейн Б.С.
1981-87 Регулярные
выставки с Товариществом экспериментальных искусств (ТЭИИ)
1989 “Один на один
со временем” – фильм о творческой мастерской Соломона Россина,
режиссер Я.Назаров, “Ленаучфильм”.
Прокат в к/т
“Художественный”. Представлен на конкурс фильмов о художниках в
Париже в центре Помпиду в июне 1990.
1989 Выставка в
Женеве в галерее Андре Люилье. Репортаж о выставке по Женевскому
телевидению, с участием Соломона Россина.
1989-90 Статьи о
творчестве С.Россина в советских журналах “Творчество”, “Искусство”;
“Огонёк” (№26, 1990,
А.М.Кантор. “Соломон Россин или искусство видеть жизнь”, с
иллюстрациями)
1990 Открывает
ателье во французской Бретани.
1990-98 Живет во
Франции и России.
* О картине “Ленинградка”:
“В 85 году я очень
сблизилась с твоей матушкой Евдокией Петровной, и посещала ее до
самой смерти. ... До сих пор ношу бусы, которые она мне подарила.
Приходил к ней и мой муж – Соломон Россин. Он сделал с нее несколько
рисунков. Он ей очень нравился, она его называла “теплым человеком”.
... Посылаю тебе репродукцию с картины. Это Евдокия Петровна.
Репродукция пережелтилась. А картина окутана воздухом и теплом.”
(Из письма Ариадны
Россин ко мне 15.01.98, Lannion)
III.
... живы традиции
ларионова и сутина, фалька и фонвизина, примитива и пиросмани,
пройдя через лакированное безличие герасимова/лактионова, мыльникова/решетникова,
ЛОСХИ и МОСХИ, через весь соцреализм 30-х-60-х...
и как всегда, выход
один: ИЗ ПРОВИНЦИИ – через столицу – В ПРОВИНЦИЮ.
даже во Франции
художник “выбрал” не Париж, а Бретань (не он первый: там уже питерцы
Вилли Бруй, Олег Соханевич...)
35 лет вроде бы
благополучной, вроде бы официальной, вроде бы столичной жизни...
но: вычтем 7 лет
полуголодной студенческой жизни (явно в общагах), прибавим (туда же)
3 года архангельской деревни, присовокупим 15 лет шляния по
командировкам (не от ЛОСХа!) по всем захолустьям – на относительно
“приличную” жизнь придётся с десяток лет в России и пяток в
закордоньи...
а художнику уже 60.
... выставлялся (11
персональных!), но где? у либерального итээра-совка,
физиков-ядерщиков, в НИИ, а в ЛОСХе – ни-ни. разве – в Таллине, или
на кафедрах – С.Когана, Б.С.Бернштейна –
... неправ был
Бродский, жалуясь публично (Западу) на “государственный
антисемитизм”, зажимы и прижимы, “процентную норму” евреев... ВСЕ
мои друзья-евреи, кто хотел (а хотели – все), получили высшее
образование, даже – поэты! не хотел – один, он и не получил (алик
гиневский, детский поэт-писатель и техник-наладчик
станков-автоматов). достаточно просмотреть по биографиям мою
антологию – ВСЕХ поэтов, где добрая четверть-треть приходится на
евреев.
... что-то в
Америке, где “обратная процентная норма” на афро-американцев –
учёных и звёзд “чёрной” культуры не прибавляется! странно, но факт.
так что с.россин –
скорее, правило, а не исключение.
в биографии: МУХА,
“строгановка” – мы с ним просто “не совпали по фазе” в 62-м, когда я
устраивал “кафейные” выставки мухинцев... в эти годы он уже был в
москве, в строгановке...
но и всяко, каши бы
мы с ним не сварили (как не удавалось мне дважды выставить моего
друга и учителя, офортиста-монотиписта валю левитина, на моих
экспериментально-полуофициальных): художнику было НЕ ДО ИГР.
не до игрищ.
художник – работал. то есть, занимался живописью и выживанием, а по
поверхности и со скандалом – скакали иные, бойкие (и почти поголовно
– мазилки): синявин, овчинников, белкин, герасименко, богомолов – из
“признанных”, и несть им числа... не хочу обижать многих
друзей-собутыльников, но перечислить (причислить) придётся:
а.васильев, жарких, геннадиев, даже гаврильчик, половина
“стерлиговцев” – неизбежно скатившихся в голую коммерсуху... даже (и
в первую голову!) шемякин... в чём-то дешевил – и рухин, воистину
невинноубиенный...
но были другие. те,
что “не высовывались”. по опыту своих стариков-учителей, по опыту
предшествовавших им – и сгоревших – “барачников” (на наркоте,
пьянстве, бесстрашии и безответственности) – арефьев, гудзенко,
шолом шварц, васми, шагин-старший...
были и помудрее.
которых я, по-просту (и по образу жизни) – не знал. только –
именами, иногда: сергей сергеевич шеф (работ – не видел, но слышал),
михаил шварцман (признанный гений и гуру), валентин левитин (по
счастью, мой друг), теперь вот – соломон россин. которого не знал.
но который – написал портрет моей матери... мы неизбежно должны были
где-то встретиться, состыковаться, пересечься – хоть потом, хоть
посмертно...
а подружились ли бы?
наверное, да. неизбежно.
IIIа.
потому что россин –
художник. честный, мастерски живописный, крутой и бескомпромиссный
(сужу – по работам).
“Отказался от
участия в выставках в ДК им. Газа, в ДК “Невский”, в Бульдозерной.”
(из биографии).
и не он один. ни
в.левитин, ни шварцман, ни шефф – в сомнительных и скандальных
выставках не участвовали. не выставляли – не выставлялись. не лезли.
работали.
... на знаменитой
“бульдозерной”, при всём героизме оскара рабина и иных – серьёзных,
выстраданных работ – под нож бульдозера не волокли. так, что “не
жалко”. не шедевры.
ну, посудите: игорь
тюльпанов по 3 года корпел над картиной, кисточкой в один волос, по
сантиметру в день – и это он поволокёт на уличную выставку? come on!
он же не идиот, не хлебников (да и это, скорее, легенда...)
... когда-то,
26-летний шемякин, говорил мне: “солженицын противостоит своими
книгами, а я – своим существованием, как художник.” тогда он мог
порезать и уничтожить неудавшийся холст, выкинуть в мусорник
рисунки...
сейчас – даже
исчирканную механически телефонную книгу (поскольку визитёры
выдирали и пиздили почеркушки мэтра вместе с нужными номерами) –
перегнал, расклеив, в литографию, а для неугомонной руки – положил
рядом с пустой телефонной книгой стопку бумаги (верже, полагаю или –
ручной выделки), поскольку уже знал цену своим рисункам.
художник буржуазен
изначально, как бы он ни буйствовал в юные годы. он хочет вкусно
кушать, ездить в париж и т.п. отчего же нет?
но при этом он
должен оставаться художником.
соломон россин
буржуазен. как кафка. но при этом его волнуют, почему-то, цыгане. (а
не евреи, что, казалось бы, органичней). старуха у бочки с квасом.
участники подпольных семинаров горичевой-кривулина. характеры и
портреты. маргинальные ситуации – война, смерть, предсмертие...
так он написал мою
мать. так он описывает – свою. её смерть. смерть матери, родившей.
(и лежание-прощание с ней, мёртвой, в койке...) ... всплывают
рассказы в.я.ситникова о мастерах фаюмского портрета (см. в
монографии его, неопубл.)
портреты же... о них
особый разговор:
анти-парадные, но –
в яблочко.
сужу – по портретам
кривулина, ариадны, дочери рахили – кого знаю или видел на фото.
и правильно, что он
назвал портрет моей матери – “ленинградка”. имя не суть. суть – в
насыщенной, сутинской живописи, мощной и смелой композиции, в мазке,
в цветовых массах. в живописи. и образе.
а искажение,
переходящее в гротеск (даже – карикатурность) – так на этом
держится, к примеру, весь лучший “зверь”, художник анатолий зверев.
уловить “в три штриха” (к примеру – зверевский портрет беллы
ахмадулиной, найденный мною; ныне – в коллекции нортона доджа, не
выставлялся).
по грубости,
решительности – ещё большей в работах “социального плана” – любая
работа россина на уровне лучшей работы м.рогинского, к примеру,
скажем. или – а.дрючина (периода 1980-го).
странно, но что-то
(это “что-то” – живопись) роднит россина с работами барачников
шварца и шагина, васми и – не с “митьками” даже, из молодых, а – ещё
большей смелостью – с “новыми дикими”: иналом савченко, вадимом
овчинниковым, олегом котельниковым – и, отметим, что все они,
поголовно – провинциалы...
при том, что россин
абсолютно самостоятелен, находясь изначально “вне игры”, но – растя
из тех же корней, с теми же преференциями – я недаром начал с
ларионова, фалька, фонвизина, сутина, добавим ещё и ван-донгена –
много чего,
но: “искусство –
изначально “клише”, поскольку уже существует” (цитированным бродским
в передаче “перпендикулярного кино” о как бы несуществующих фильмах
рустама хамдамова)
... отдаёт не
мыльниковым, а – лишь недавно вновь (и заново) открытым ларионовым,
его ученицей гердой немёновой (хотя линия изначально и принципиально
– другая), отдаёт – бескомпромиссностью, жёсткостью (доходящей до
жестокости – но то же и к себе!), отдаёт искренним примитивом (не
<базарной!> стилизацией нестеровой-назаренко!), отдаёт “до-товарным”
гаврильчиком, вроде бы – многими, ан –
НЕМНОГИМИ.
теми немногими, кто
прошёл от начала и до конца, не извиваясь по моде, упорно долбя в
одну точку (“современную”, “не современную” – кого кроме
искусствоведов “от сегодня” это колышет?), не щадя ни себя, ни
детей, ни близких, с любовью без сентиментов, с горечью постоянно
присутствующей –
просто: жил и писал.
и живёт и пишет. маслом, карандашом, по холсту, по бумаге...
“А у Соломона нет
имени.” (из письма Ариадны).
– Чушь. У него есть
– подпись. Даже когда на картине её нет.
И этого –
достаточно.
/28 марта 1998/